Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира,
будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается.
А понимая, будет готовить себя.
Нужно крайнее внимание к слову Божию, оправдываемому самими
событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпадем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
29.09.2005 | ист: монах Константин, "Русь Православная", 20.10.2004 г. www.christian-spirit.ru
Монах Константин: "Популярный богослов и проповедник" диакон Андрей Кураев вот уже около пяти лет выступает в роли идейного вождя тех, кто не желает признавать в принятии личных идентификационных номеров греховного деяния, а в глобализации - построения антихристианского царства зверя. Христиан же, не принимающих обезличивающие числовые имена, диакон Андрей называет экстремистами и "православными ваххабитами" (см., напр., его кн. "Основы православной культуры как лекарство от экстремизма", М., 2003 г., с.30). Создается впечатление, что используя свое многознайство, ловко "жонглируя" словами и "аргументами", диакон Андрей может оправдать всё что угодно.
Однако внимательные и не обмирщенные христианине, имеющие духовный разум, без особого труда распознают ложь "кураевщины". Например, в книге "Сегодня ли дают печать антихриста?" диакон Андрей пишет о том, что принимать можно всё, если при этом не будут заставлять отрекаться от Христа, т. е. если не будет, как он выражается, "вопроса о вере". Но вряд ли будет такой вопрос. И сам отец диакон это хорошо понимает, говоря в другом месте: "Обманщик мира не будет явно бороться против Христа. Он не будет явно хулить Его. Он будет расточать Иудины поцелуи в Его адрес: "Великий Учитель".
Очевидно, что при таком действии антихриста совсем не к месту будет понуждение к словесному отречению от Христа. Вот так лукавое кураевское мировоззрение учит идти по широкому и погибельному пути, сообразуясь веку сему. Теперь расскажу о том, насколько я оказался неразумным. Точно сказано:
"Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим" (Притч. 14, 15). Так и я поверил диакону Андрею Кураеву. Поверил, несмотря на то, что знал: ему доверять нельзя. Поверил потому, что убедил он меня при помощи своей "аргументации" в том, что "Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений". Так он написал, например, в своей книге "О нашем поражении. Христианство на пределе истории" (2004 г.). Причем этому вопросу отец диакон посвятил целую главу, которую так и назвал: "Почему в храме не читают Апокалипсис?". Но каково же было мое удивление, когда во 2-й главе Типикона, т. е. богослужебного Устава нашей Святой Православной Церкви, я обнаружил следующее богослужебное указание: "Ведомо же буди: Яко от недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов (на всенощном бдении) чтутся Деяния святых апостол. В прочия же недели (т. е. воскресные дни) всего лета чтутся седмь соборная послания апостольская, и четыренадесять посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова".
По прошествии еще некоторого времени Промыслом Божиим я встретил священника, который, выслушав мой рассказ о сделанном мною "открытии", сказал: "То, что Апокалипсис, согласно Церковному Уставу, должен читаться за богослужением, обязан знать каждый священнослужитель. Об этом написано и в учебнике по литургике (наука о богослужении), по которому занимаются воспитанники духовных семинарий и училищ. А что касается книг диакона Кураева, - добавил священник, - то их вообще не советую читать". Батюшка показал мне учебник, и вот что там написано: "Существует расхожее мнение, что Апокалипсис никогда за православным богослужением не читается. Это не совсем так. Апокалипсис действительно не читается за Божественной Литургией, но это не значит, что под сводами храма в рамках православного богослужения Апокалипсис не звучит. Он читается по воскресным дням Великого поста на всенощных в качестве первого уставного чтения. Другой вопрос, что на практике этих так называемых затрезвонных статий нигде почти нет" (см.: Иером. Михаил, "Литургика: Курс лекций", М., 1996, с. 98). Далее автор учебника подробно объясняет, в какое время богослужебного года и в каком месте богослужения должен читаться Апокалипсис.
Оказывается, эта новозаветная книга, согласно Типикону, должна читаться в период Великого поста на воскресном всенощном бдении между великой вечерней и утреней, после благословения хлебов и пения первой половины 33-го псалма, которая служит как бы некоторым введением, эпиграфом к этому первому уставному чтению, называемому ещё "великим" и "затрезвонным" (поскольку после него следовал трезвон к утрене). Затем начинается чтение шестопсалмия.
Как видим, Устав Церкви говорит одно, а "популярный богослов" совсем другое. Вот на какое измышление дерзнул высоко возомнивший о себе писатель, чтобы подкрепить свое пагубное мнение о допустимости принятия числовых имен. Мало того, небогобоязненно умножая свою ложь, он пишет: "... Поэтому нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровения нужно признать весьма нетрадиционной. Это еще одно проявление православного модернизма". Ловкий трюк! Богослов-модернист обвиняет в модернизме христиан, не желающих поклоняться апокалиптическому зверю и принимать от него числовое имя и начертание (см. Откр. 13, 16-18 и др.). Итак, ошибаются, весьма ошибаются на погибель свою те, кто пытается сегодня как-то умалить значимость Апокалипсиса в жизни Церкви и поставить под сомнение саму необходимость и полезность его чтения.
Да, Апокалипсис - книга таинственная, и немногие из Святых Отцов Церкви Христовой дерзали толковать ее, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о событиях еще не совершившихся было крайне затруднительно. Но вместе с тем при толковании Апокалипсиса Святые Отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет речь. "В Апокалипсисе, - говорил преподобный Варсонофий, старец Оптинский, - сказано: "Блажен читающий словеса пророчества сего" (Откр. 1, 3). Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания - слова Духа Святого. Но в чем заключается это блаженство? Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описываемых в Апокалипсисе, те или другие современные ему события".
Знаменитый старец Паисий Святогорец (+1994), один из величайших столпов афонского монашества ХХ века, говорил о том, что Апокалипсис, исполняется уже сегодня, однако не все, к сожалению, это видят. Старец Паисий указывал на то, что апостол Иоанн Богослов дал нам подробное и ясное описание грядущих событий. "Сегодня читать Апокалипсис, - говорил он, - как читать газету, так все ясно написано". Итак, кого мы будем больше слушать? Святых Отцов и богомудрых старцев или богословов-рационалистов, которые, видимо, совсем забыли грозные слова Спасителя: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 6)?
Разве можем мы в вопросах, касающихся спасения для жизни вечной наших и великого множества других душ человеческих, доверять людям, хоть и именующим себя богословами, но живущим и рассуждающим по духу мира сего? Иеромонах Серафим (Роуз) Платинский называл такое обмирщенное богословствование "богословием на полный желудок", а старец Паисий - "мозгословием", а самих богословствующих - "богословами-профессионалами". "Почему многие, зная текст Апокалипсиса, не ставят хотя бы вопросительного знака? - спрашивает старец Паисий. - А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?!..".
Сегодня всем нам, отцы и братие, крайне необходимо осознавать, в какой период мировой истории мы живем. Современная жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и, главное, духовного отношения ко всем явлениям и "к путям своим", чтобы предохранить себя от принятия лжи за истину. Поэтому сегодня нам нужно крайнее внимание к тому, о чем говорит нам Откровение святого апостола Иоанна Богослова. Сейчас как никогда ранее необходимо читать эту заключительную книгу Библии. И не только "келейно", но и в храме за богослужением, как то предусматривает церковный богослужебный Устав.
Недавно мне стало известно, что некоторые священники - в том числе и тот батюшка, о котором я сказал выше - в своих храмах уже ввели такое чтение. Хорошо бы было, если бы и другие священнослужители последовали их примеру. И тогда, с наступлением очередного Великого поста, мы получим возможность слушать во время церковных служб богодухновенные "словеса книги пророчества сего" (Откр. 22, 19).
Епископ Александр (Милеант)
Tue, 1 Aug 2006, 23:06
Значение Апокалипсиса и интерес к нему«За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения».
ист: www.pravmir.ru
Тертуллиан (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс:
«Люди всегда задают вопросы. Именно вопросы и делают их еретиками. Вопросы, которые вы находите в этих текстах, побуждают вас к исследованиям»
«Почему многие, зная текст Апокалипсиса, не ставят хотя бы вопросительного знака? А если они помогут антихристу с его печатью и увлекут в погибель и другие души?!» - старец Паисий.
Перевод текста о.Паисия (Святогорец): карта сайта www.apologet.spb.ru. Если удалено или заблокировано, см: , ; Или скачать в PDF
P.S. А почему РПЦ никогда не ставит вопросительного знака?
Вода же всё прибывала и прибывала, и, мужик, разумеется, утонул. Встретив на небесах Бога, мужик спрашивает: "Почему Ты мне не помог, ведь я так просил Тебя? На что Бог ответил: "Я посылал тебе 3-х Своих Ангелов с бревнами, но ты ж отказался от Моей помощи. Значит ты не видишь и не слышишь Меня."